Сказ о том, как я водосчетчики поверял

 Поверка счётчиков_— А если не будут брать — отключим газ! (с) «Бриллиантовая рука»

«У меня зазвонил телефон…» Голос энергичного молодого человека радостно сообщил, что истёк срок поверки моего счётчика холодной воды (что оказалось неправдой), его необходимо заменить (цена вопроса — 1800 руб) и предложил согласовать время прихода мастера для замены…

В голове сразу всплыла история годичной давности. Ровно та же ситуация, только счётчики — горячей воды. Почему  огорчился? В моей квартире 2 стояка, следовательно водосчетчиков 4 штуки. 2 — для горячей воды и 2 — для холодной. Мысленно удваиваем 1800 и получаем бюджет 3600. Умножаем на 4 — получаем 7200. Неожиданно и в бюджете не заложено. Неприятно. Первое желание — «послать» продавцов подальше. Но они настойчивые. Будут звонить снова и снова (в прошлом году звонили несколько месяцев). От беседы остался крайне неприятный осадок. Разговор вели очень жёстко; человеку без технического образования (я — инженер) аргументированно общаться с ними невозможно. Даже страшно подумать, что они могли бы говорить с моей мамой или женой.

В результате пришлось перелопатить гору информации. Возможно, кому-то это поможет сохранить время и деньги. Ниже краткая информация в формате «Вопрос-Ответ»


Что такое поверка?

Согласно пункта 17 Статьи 2 «Основные понятия» Федерального Закона № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года «Об обеспечении единства измерений», «поверка средств измерений (далее также – поверка) — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям;». То есть, поверка — эта операция, проводимая со средствами измерения для того, чтобы понять: а правильно ли это средство измерения, собственно, измеряет тот параметр, который оно должно измерять?

Относятся ли счетчики воды к этим самым средствам измерений?

Опять обращаемся к Федеральному Закону № 102-ФЗ:

«Статья 9. «Требования к средствам измерений».

1. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона…

3. Порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.».

Все счетчики воды, продаваемые на территории РФ, внесены в Государственный реестр средств измерений. Более того, приборы, не внесенные в этот самый Государственный реестр, не имеют права продаваться в магазинах и устанавливаться жителям в квартиры. Иными словами — водосчетчики это средства измерений.

Как часто должна производиться поверка приборов учета?

Была попытка Правительства Москвы установить собственные интервалы проведения поверок. Однако Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. №77-ПП, которым регулировались сроки проведения поверки приборов учёта, утратило силу со вступлением в силу 26 декабря 2012 г. изменений, внесённых Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2012 №831-ПП.

Периодичность поверки определяет производитель счетчиков воды. Эта периодичность указана в паспорте на прибор учёта и учитывает многочисленные регламенты, рекомендующие к применению те или иные средства измерений. На сегодняшний момент, как правило, межповерочный интервал для счетчика воды, установленного в системе горячего водоснабжения, составляет 4 года, для счетчика установленного на трубе с холодной водой — 6 лет.

Каким образом осуществляется поверка приборов учёта?

Тут вопрос очень сложный. Студентам технических ВУЗов читают специальный курс по метрологии. Однако, из всего спектра мнений и проблем можно выделить часть, касающуюся простого обывателя.

Существует два варианта поверки счетчиков воды:

  1. Счетчик воды демонтируют и передают в метрологическую лабораторию для проверки на специальном стенде
  2. Поверку счетчиков воды проводят на дому без снятия при помощи переносной поверочной станции

Что выгодно собственнику? Тут каждый решает сам. Из двух вариантов клиентам предлагают 3 комбинации:

  1. Замена счётчика на новый. Плюсы: организации не требуется аккредитация в качестве метрологической лаборатории, так как новый водосчетчик проходит поверку на заводе-изготовителе. Минусы: работы включают стоимость демонтажа, монтажа и нового счётчика
  2. Поверка счётчика с демонтажом. Плюсы: для потребителя не вижу совсем; будут при централизованном грамотном подходе к проведению поверки, но похоже, не в этой жизни. Минусы: оплата демонтажа счётчика и установки взамен подменного прибора учёта (если таковой есть) или временной вставки. Обязательное информирование ЕИРЦ о произведённой операции. Доставка прибора учёта в специализированную мастерскую, оплата и ожидание результатов поверки (7-10 дней). Затем всё в обратном порядке: демонтаж подменного прибора или вставки, установка назад счётчика, прошедшего поверку, информирование ЕИРЦ. Вишенку на торте добавляет предположение, что прибор учёта поверку в лаборатории не пройдёт. В этом случае нужно будет приобрести новый прибор учёта и результат будет, как в предыдущей комбинации, плюс оплата поверки, ожидание и лишний поход в ЕИРЦ
  3. Поверка на дому. Приходит мастер с переносной станцией, поверяет прибор учёта и, в случае успеха, выдаёт свидетельство и документы для ЕИРЦ. Если показания не совпали, то счетчик воды считается неисправным, в этом случае, мастер выписывает «Извещение о непригодности к применению», следовательно, данный прибор подлежит замене. Плюсы: быстро, дёшево, удобно. Минусы: в случае недобросовестности мастера или несоблюдения им методики поверки нарушается «Единство измерений в РФ»; это может означать завышение/занижение показаний (увеличение/уменьшение оплаты)

Решает каждый сам. Срок службы типичного водосчётчика — 15 лет. Случаи, когда прибор не проходил бы плановую поверку, мне не известны.

«За чей счёт этот банкет?»

Вопрос риторический. Разумеется, из нашего кармана.  🙂

В соответствии с п.81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»,  утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354, «оснащение жилого или нежилого помещения приборами учёта, ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замета должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения

Можно сделать вывод, что для муниципального жилья поверку должен делать город, для жилья в собственности — собственник помещения.

А больше я ничего не должен?

Должен 🙂 «…направлять исполнителю (договора водоснабжения) копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта, осуществлённой в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений…»

После завершения работ, обязанность владельца счётчика сообщить в ЕИРЦ о результатах.

А что будет, если я всех пошлю нафиг?

Самый интересный вопрос. На него у меня однозначного ответа нет. Полагаю, что ничего не будет, так как «посылать нафиг» — любимое развлечение соотечественников. Как мне кажется, власти побоятся социального взрыва. особенно, в свете новаций, связанных с капремонтом.

Из ответа ДЕЗ Обручевского района: «В случае не проведения своевременных поверок счётчиков ИПУ гражданами расчёт за коммунальную услугу производится в соответствии с пп. а п. 59 Правил, исходя из среднемесячного потребления за последние 6 месяцев, начиная с даты окончания межповерочного интервала. Такой расчёт производится в течение последующих 3 месяцев  для жилых помещений, по истечении которых, плата начисляется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в порядке п. 60 Правил»


В общем, не получился у меня с ними разговор.

В моём случае ушлые ребята (в прошлом году — «Городской центр учёта и экономии ресурсов», в этом году — «Городской Центр Метрологии») про вариант поверки на дому старались ничего не говорить. Предлагали выбрать из описанных выше комбинаций — 1 или 2. И радостно сообщали, что рекомендуют первую, как более экономичную и быструю («1800 руб и счётчик новый!»). На моё предложение провести поверку без демонтажа, постарались уйти от ответа («это запрещено», «так никто не делает», «у Вас прибор — дрянь, а вот мы Вам новый классный счётчик поставим!»). Когда не удалось — «Уговорили! Только для Вас — без демонтажа 750 р. за счётчик» (средняя цена по Москве сейчас /лето 2015 года/ колеблется от 500 руб., если есть социальная карта москвича, до 600 руб). В ответ на предложение озвучить разумную цену обиделись: «Лицензия на поверку есть только у нас(!). Ни одна организация в Москве поверку без демонтажа проводить не имеет права! Раз Вы такой умный, будете(!) платить по социальным нормам — готовьтесь!»

Позвонил в первую попавшуюся(!) контору — «ЖКХ Сервис», мастер приехал быстро, сделал всё аккуратно, приборы теперь поверены. Цена вопроса — 4 х 540 = 2160 руб. (вместо 4 х 1800 = 7200 руб.)

При нормальном подходе, стоимость поверки (500 руб за 4 года или 10 руб. 42 коп. в месяц; для холодной воды — ещё дешевле) стоило бы включить в статью «ремонт и содержание» и все хлопоты могла бы взять на себя управляющая компания и поверку проводить централизованно. И порядок был бы соблюдён, и гарантированная работа у людей была бы — только в Москве установлено более 3 млн. приборов учёта. У нас же обычные люди лёгким росчерком пера включаются в отношения, требующие специальных знаний и навыков. Зато, полагаю, Москва — шикарный рынок для продажи новых квартирных приборов учёта водопотребления.

Вот такая «Бизнес-модель»: создай проблему на ровном месте и возьми деньги за её решение…

03.06.2015 · admin · Комментариев нет
Рубрики: ЖКХ, информация